Качество поисковой выдачи является основным условием популярности поисковой системы среди пользователей. Поисковая система внимательно следит за сайтами, которые выводятся на верхние строчки поисковой выдачи, отсекая ресурсы, которые не соответствуют требованиям поисковика и используют недобросовестные методы продвижения. Для удаления из выдачи некачественных ресурсов поисковая система Яндекса использует десятки штрафных санкций. Они накладываются, если сайт прямо нарушает или пытается хитро обойти существующие правила оптимизации.
Фильтры Яндекса или специальные алгоритмы анализа являются инструментами, которые понижают место сайта, использующего незаконные методы продвижения. Их называют инструментами пессимизации, которые применяются для снижения позиций сайтов, попавших на высокие позиции с помощью методов чёрного SEO.
Когда сайт попадает под действие фильтров Яндекса?
Искусственная накрутка определяется алгоритмами Яндекса по следующим критериям.
- Переоптимизация ключевых слов, или избыток ключевиков в тексте, мета-тегах, ссылках, элементах верстки и адресах страниц. Фильтр применяется, когда на сайте размещается большое количество ключевых слов, что делает текст плохо читаемым и часто бесполезным для пользователя.
- Нарушения в форматировании и оформлении контента, скрытый текст или элементы на станице. Если в тексте часто используется выделение ключевых фраз жирным текстом или курсивом, то поисковик наказывает за такую практику.
- Большое количество внешней ссылочной массы. Молодые и вновь созданные сайты в силу возраста не могут иметь большой объем качественной ссылочной массы, поэтому поисковая система рассматривает большое количество ссылок с сайта-донора как недобросовестные методы продвижения и накладывает фильтры.
- Использование дорвеев и клоакинга. Дорвей – это страница сайта, специально оптимизированная под конкретный поисковый запрос с задачей перенаправления на основной сайт. Поисковик считает дорвеи поисковым спамом, если они генерируются автоматически, не соответствуют общей тематике сайта и размещаются на неизвестных хостингах. Клоакинг предусматривает показ роботу поисковой системы одной страницы, а пользователю – другой, что является грубым нарушением.
- Резкое изменение популярности веб-ресурса. Для поисковой системы является нормой постепенное повышение популярности сайта. Если сайт резко и быстро выходит в ТОП поисковой выдачи, а затем его популярность резко падает, то это будет сигналом для поисковика, что на сайте проводятся манипуляции с посещаемостью, что ведет к наложению фильтров.
- Поведенческая накрутка. Манипулирование с набором показателей, определяющих привлекательность контента для пользователей может повысить позиции сайта в поиске. Покупка ботов, написание программ или привлечение реальных людей для выполнения определенных заданий – подобная практика выявляется алгоритмами поисковых систем, что влечет наложение штрафных санкций вплоть до бана.
Это наиболее частые причины, из-за которых сайт может попасть под действие фильтров, но далеко не единственные. Позиции сайта в поисковой выдаче и динамику продвижения важно регулярно отслеживать, ведь даже не используя недобросовестные методы продвижения можно попасть под фильтр, вследствие действия конкурентов или сбоя с системе.
Как определить, что сайт попал под фильтры?
Самый простой способ определения наложения фильтра – это анализ данных с помощью Яндекс Вебмастер. В панели инструментов необходимо зайти в раздел «Диагностика» и выбрать пункт «Безопасность и нарушения». Если же трафик продолжает резко падать, и нет никаких уведомлений, то нужно написать в службу поддержки.
Заподозрить действие фильтра можно также, анализируя выдачу и позиции сайта в ней. О неблагоприятной ситуации говорят два факта:
- Не смотря на планомерную работу в течение 2-6 месяцев сайт не поднимается выше 100 позиции в поиске.
- Позиция сайта в выдаче резко снизилась.
Ухудшение позиций сайта может произойти после очередного обновления поисковой системы. Нужно внимательно отслеживать обновления, вносить изменения в текущую работу сайта и стратегию продвижения. Если падение произошло по неизвестным причинам, то нужно обратиться в службу поддержки, где можно получить ответ и рекомендации по исправлению ситуации.

Под какие фильтры Яндекса можно попасть?
Яндекс разработал три вида фильтров:
- Текстовые фильтры.
- Перспам. Фильтр накладывается на 1 поисковой запрос (реже 2-3) из-за переизбытка вхождений на странице, большого объема «воды» и выделения ключевой фразы.
- Переоптимизация. Фильтр накладывает ограничения на страницы, использующие большое количество ключевых слов, неестественно размещенных и выделенных жирным или курсивом.
- «Ты последний» отсеивает страницы с неуникальным и малополезным контентом, где преобладает рерайт и копипаст.
- Ссылочные фильтры.
- Фильтр «Ссылочный взрыв» накладывается за резкое увеличение ссылочной массы ограничивает сайты, покупающие платные ссылки на некачественных сайтах-донорах.
- Фильтр «Минусинск» ограничивает сайты, использующие некачественные URL, т.е. – мусорные ссылки.
- Хостовые фильтры
- АГС. Алгоритм отсеивает страницы-дорвеи, сайты с некачественным контентом, спамом и недостоверной информацией.
- Аффилиат-фильтр. Алгоритм отсеивает однотипные сайты, показывая в ТОПе выдачи только один наиболее полно соответствующий поисковому запросу.
- Adult-фильтр. Отсекает сайты для взрослых или со сценами насилия.
- «Рекламный» фильтр. Понижает сайты с навязчивой и агрессивной рекламой.
- «Баден-Баден». Алгоритм борется с поисковым спамом, малополезным контентом, выделением ключевых фраз.
- Одинаковые сниппеты. Под фильтр попадают страницы с дублирующим описанием.
- «Мобильный» фильтр. Ограничивает ресурсы, неподходящие для просмотра на мобильных устройствах.
- Поведенческий фильтр. Исключаются сайты, использующие специальные сервисы, имитирующие действий реальных пользователей.
Наложение фильтра может перечеркнуть длительную работу по продвижению сайта, сбросив ресурс на 100 и ниже позицию в поиске. Чтобы избежать подобной ситуации важно использовать только белые методы продвижения, а именно:
- постоянно улучшать качество размещенной информации, удаляя дублирующий и неуникальный контент;
- внимательно отслеживать динамику продвижения в поиске и проверять раздел «Безопасность и нарушения» на предмет наложения штрафных санкций;
- улучшать поведенческие факторы, повышать релевантность страниц;
- проверять качество мобильной версии сайта и т.д.
При любой непонятной ситуации нужно обращаться в службу поддержки.
Не попасть под действие фильтров, а также грамотно выстроить стратегию продвижения и выйти в ТОП поисковой выдачи – это задача для профессионалов, ведь всегда гораздо легче избежать санкций, чем потом снимать их. Остались вопросы о фильтрах Яндекса? Обращайтесь в «VisualTeam».