Органический поиск – это эффективный источник привлечения целевого трафика на веб-ресурс. Чтобы его использовать нужно хорошо знать потребности целевой аудитории, чем она интересуется и как ищет информацию. Наиболее полное представление о потребностях целевой аудитории дает сбор семантического ядра.
Семантическое ядро (СЯ)– это совокупность слов и фраз, которые наиболее полно отражают тематику и наполнение страницы продвигаемого сайта. Иначе говоря, определяются основные слова, которые вводят пользователи в строку поиска, ища нужную им информацию. С ядром нужно постоянно работать, удаляя нерелевантные запросы и добавляя вновь появившиеся.
Построение семантического ядра позволяет решить несколько задач.
Для составления СЯ применяются два способа сбора и распределения ключевых слов на веб-ресурсе.
Оба варианта успешно применяются, но второй подразумевает проактивный подход в создании сайта, позволяя дать полную и исчерпывающую информацию пользователям. При составлении семантики нельзя опираться исключительно на решение технических задач: сбор СЯ, распределение ключевых слов на страницах и оптимизацию контента под них.
Анализируя поисковые запросы, важно определить, как информация с ресурса поможет пользователям, насколько ценной и полезной она будет для них. На основании анализа формируется предварительная структура сайта. В итоге получается список ключевых слов, распределённый по страницам и разделам с указанием URL страниц и частотности.
Поисковой запрос состоит из нескольких частей – тела (базового слова), спецификатора и хвоста. Базовое слово в большинстве случаев является высокочастотным запросом и не позволяет определить намерение пользователя (например, телефон, торт, кроссовки). Для конкретизации запроса добавляется спецификатор, т.е. слово или фраза с определённым интентом (купить, заказать, рецепты, сравнить). В наибольшей степени конкретизирует намерение пользователя хвост поискового запроса. Например, купить смартфон в Московском районе. Используя все составляющие поискового запроса можно максимально конкретизировать потребности целевой аудитории и отсечь нецелевые запросы.
Ключевые слова различаются по нескольким параметрам. По популярности у пользователей они бывают высокочастотными, среднечастотными и низкочастотными. Основным инструментом привлечения посетителей на страницу являются низкочастотные запросы. Запросы большей частоты занимают только треть от общего объема СЯ.
В зависимости от потребностей целевой аудитории ключевые запросы могут быть информационными (посетители ищут информацию), транзакционными (пользователи намерены совершить целевое действие) и прочими (из запроса нельзя точно определить намерение пользователя). Также есть еще одна категория – брендовые запросы, в которых пользователи ищу информацию о конкретном бренде (компании). При составлении СЯ для неизвестной на рынке компании их можно не учитывать.
Сбор семантики проходит в несколько этапов.
Собранные ключевые слова нужно правильно сгруппировать, т.е. распределить по семантическим кластерам. В группу добавляются схожие по смыслу слова и выражения, наиболее точно определяющие наполнение страницы.
Внутри кластера запросы распределяют на группы первого, второго, реже третьего порядка. Группа первого порядка включают базовые запросы информационной направленности (бытовая техника, телефоны, кроссовки). Группы второго порядка имеют специфическую направленность или слова-приставки, которые характеризуют потребность, цель пользователя (купить, заказать, в определённом районе, городе, с доставкой, сгарантией и т.д.)
Большое значение имеет сравнение ключевых слов с наиболее популярным запросом по тематике сайта. Кластеризация по этом признаку проводится по трем алгоритмам –Hard, Moderate, Soft, т.е. полное соответствие, частичное и приблизительное.
При распределении ключевых слов по страницам важно, чтобы на одной странице не было информационных и коммерческих запросов. Это позволит поисковым системам отображать наиболее релевантную страницу. Не только в соответствии со смыслом и содержанием поискового запроса, но и в соответствии с намерением пользователя. На продающей странице можно размещать только коммерческие или смешанные ключевые слова. На информационной только информационные, иногда смешанные.
Составив таблицу ключевых слов и распределив их по страницам нужно составить контент-план с примерным содержанием и названием публикуемых материалов. Название может включать как базовый запрос, так и самый редкий запрос. Главное, чтобы он в полной мере отражал потребности целевой аудитории. При написании текста на странице основное внимание уделяется смысловой составляющей, чтобы статья отвечала на основные вопросы пользователей. В текст не нужно включать все ключевые слова, чтобы текст не был переспамлен. Подобная практика наказывается поисковыми системами.
Некорректно составленное и сегментированное семантическое ядро снижает позиции сайта в поисковой выдаче, затрудняет работу алгоритмов поиска, снижает объем трафика со страниц. Чтобы избежать подобных проблем, важно не допускать следующих ошибок.
При составлении СЯ решающее значение имеет задачи, которые должен решить веб-ресурс. А именно, увеличение продаж, продвижение бренда, укрепление позиций на рынке, снижение стоимости лида и т.д. Правильно собранное ядро показывает перспективные направления и пути дальнейшего развития бизнеса, помогая выстроить долгосрочную стратегию продвижения в органическом поиске.